Основная часть заводов по переработке тяжелой нефти сосредоточена в Мексиканском заливе вдоль побережья американских штатов Техас и Луизиана, куда традиционно шли танкеры из Мексики и Венесуэлы, однако сейчас с латиноамериканской нефтью все сильнее конкурирует канадская. В ситуации с уже начавшейся ценовой войны разбирается Bloomberg.
За последние пять лет поток канадской тяжелой нефти на американские НПЗ увеличился на 63%, достигнув в сентябре рекордных 3,1 млн баррелей в день. И это без трубопровода Keystone XL компании TransCanada стоимостью 8 млрд долларов, проект которого был приостановлен Верховным судом штата Небраска. Канадские поставщики TransCanada, Enbridge, Enterprise Products Partners имеют целую систему нефтепроводов и на Средний Запад, и оттуда в Техас.
Импорт из других стран, напротив, сокращается. Их совокупные поставки на американские НПЗ в июне составляли 4,3 млн баррелей в день – это самый низкий показатель с 1992 года. Если в 2012 году Мексика поставляла своей тяжелой нефти 835 тыс баррелей в день, то в сентябре этого года – 675 тыс, экспорт Венесуэлы снизился с 900 тыс до 700 тыс баррелей в день.
«Американцы вложили миллиарды в оборудование по сероочистке и другие передовые технологии, нарастив мощности по обработке этих тяжелых баррелей. НПЗ в остальном мире с этим не справляются. И быстро ситуация не изменится, латиноамериканцам придется понижать цену своей нефти, чтобы она оставалась привлекательной», — отметил вице-президент консалтинговой фирмы по энергетике Turner Mason в Даллаве Джон Ауэрс.
Ныне и другие страны, особенно Бразилия и Саудовская Аравия, стали инвестировать в НПЗ, но пока отставание очень заметно. Отсутствие альтернативных рынков в этом секторе отражается на ценах, что выгодно НПЗ в Мексиканском заливе, большинство которых принадлежит американским корпорациям Valero Energy и Marathon Petroleum. Главный мексиканский поставщик Pemex (Petroleos Mexicanos) в декабре дал НПЗ самую большую скидку с августа 2013 года – еще на 3,70 доллара на баррель марки Maya на январь (против 90 центов скидки на ноябрь). Скидка по западной-канадской марке Select из провинции Альберта в этом году сделала более чем двойной скачок до 11 долларов на баррель.
«Вырисовывается такая ситуация, что или латиноамериканские страны будут меньше экспортировать в США, или канадская нефть, не реализуемая на североамериканском рынке, будет идти на реэкспорт и конкурировать на других рынках, особенно в Европе», — считает руководитель отдела товарных рынков нью-йоркского отделения Citibank Эд Морс.
На НПЗ, действующих в Мексиканском заливе, держат американские и «чужие» баррели отдельно, поскольку в США еще действует запрет на большую часть экспортной линейки собственной нефти. Управление торговли США за полтора года выдало 86 лицензий на реэкспорт нефтегрузов – в этом году они уходили в Швейцарию, Испанию, Сингапур и Италию, согласно данным Управления энергетической информации США.
С января приток тяжелой канадской нефти в терминалы и заводы Мексиканского залива почти удвоится, примерно до 400 тыс баррелей в день, благодаря вводу нового трубопровода Seaway Twin, сообщает из Калгари пресс-служба финансовой корпорации ARC.
«Странам Латинской Америки придется биться за то, чтобы удержать свою долю в США. Мы еще не видели ничего подобного, это самая ближайшая перспектива», — считает президент консалтингового агентства Schork Group в Вилланове, штат Пенсильвания, Стивен Шорк.
|